СВОБОДНОГО ПОЛЕТА!

Эти люди - фрилансеры, вольные стрелки мира дизайна.

       Вот как расшифровывает слово «free lance» энциклопедия «Британника»:

1. Наемный солдат в средневеко вье, кондотьер.

2. Человек, действующий независимо, не присоединяясь, или не уполномоченный организацией.

3. Человек, работающий по профессии без долгосрочных обязательств перед нанимателем.

       Фрилансерами становятся специалисты, не желающие работать под чьим-то началом или в коллек­тиве. Они могут себе позволить ра­ботать в удобной им обстановке и амостоятельно планировать рабочее время Фрилансеры на рынке дизайна делятся на две яркие категории.

       Во-первых, это специалисты высокого уровня с устоявшимися связями и постоянными заказчиками. У них есть имя, но нет возможности найти адекватную текущим заработкам оплату в штате. На вольных хлебах у них всегда получается больше.

       Во-вторых, это начинающие специалисты, которые в силу отсутствия серьезного коммерческого опыта не могут найти работу в штате Они соглашаются на малооплачиваемые заказы ради накопления опыта, составления портфолио и просто потому, что лучше все равно ничего нет Очень часто такие начинающие фрилансеры, составив более-менее приличное портфолио, плавно переходят на новый уровень цен или попросту получают место в штате.

       Вне зависимости от опыта фрилансер чаще всего выполняет задачу в одиночку, его прейскурант ниже, чем в любом агентстве. Значит, обращаться к нему выгоднее фирмам, которым нерентабельно держать в штате дизайнера-верстальщика и не имеющим средств, чтобы обратиться в дизайн-бюро. А также небольшим коммерческим и обществен­ным организациям, у которых возник разовый заказ (например, на создание или обновление логотипа и фирменного стиля).

       Работы фрилансеров украшают профессиональные портфолио большинства рекламных агентств. На самом деле клиенту-заказчику абсолютно все равно, чьими услугами воспользуется агентство: штатного дизайнера или фрилансера. Клиенту хочется увидеть несколько красивых вариантов, из которых можно выбрать. А задача агентства — организовать этих самых дизайнеров и в срок представить результат. Поэтому большинство рекламных агентств постоянно сотрудни­чает с несколькими фрилансерами. И наоборот — хороший фрилансер регулярно «подкармливается» в нескольких агентствах и редакциях.

       Минусы работы фрилансера — непредсказуемость доходов и необходимость постоянного поиска заказов. Большинство людей связаны обязательствами и не могут позволить себе финансовую неопределенность. Умение распределять рабочее время — это тоже талант. Многие творческие личности нуждаются в организующем факторе. Как говорил Аркадий Велюров из «Покровских ворот»: «Люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве». Рабочее место — отличный организующий фактор. А регулярная выплата оклада — отличный способ почувствовать себя стабильно. Фрилансер лишен всех этих благ наемного работника.

       А искать новые заказы и новых клиентов приходится, даже когда заказов «и так хватает». Самый надежный и перспективный путь поиска — рекомендации. Увы, он доступен не всем и не сразу.

       Еще одна серьезная проблема — за выполненную работу могут и не заплатить. Только очень хорошие и решительные специалисты-одиночки требуют выплаты аванса. Остальным приходится «развивать нюх» на нечестного заказчика. Впрочем, не заплатить могут и по иным причинам. Заказчик передумал или принял другое предложение (оказывается, это был тендер! Ах, вас не предупредили? Забыли, знаете ли: вас много, а мы одни). Между прочим, заказчику, возможно, нужна была свежая идея, не больше. А исполнить ее он и сам сможет...

       Бывают и другие ситуации: журнал обанкротился, интернет-издательство и вовсе разорилось. А так как фрилансер обычно получает деньги после публикации, то и ситуацию с тяжелым положением заказчика он узнает слишком поздно. Поэтому фрилансер, как и наемный специалист, заинтересован в стабильности компаний, для которых он выполняет работу. Но правила игры таковы, что обжечься все равно придется. Рано или поздно.

       Фрилансерами чаще всего становятся дизайнеры-верстальщики, способные слайды и текст свести в единое целое и грамотно подготовить макет. Реже это только дизайнер или только верстальщик — работодателю не очень-то удобно бегать в поиске сначала дизайнера, а потом верстальщика. Отдельная категория — фотографы и художники, не умеющие работать за компьютером.

       Быстрее всего обрасти необходимыми связями можно, работая в рекламном агентстве или дизайн-бюро. Часто фрилансерами становятся люди, успешно работающие в штате, но имеющие время, желание и возможность работать по частным заказам. В этих обстоятельствах наниматель — пострадавшая сторона, потому что очень часто специалист берется делать «левый» заказ на рабочем оборудовании, да еще и в рабочее время. Уследить за этими действиями непросто, но «вычисленного» сотрудника, как правило, увольняют. Очень редко работодатель приглашает специалиста на очень скромную зарплату в штат со своеобразным бонусом — разрешением использовать рабочее оборудование в личных целях. На памяти агентства Enter такие случаи были — но это, скорее, исключение, подтверждающее правило.

      Об авторах: Наталья Черкасова и Сергей Юрлов  работают в качестве фрилансеров в специализированном кадровом агентстве Enter.

(Журнал PUBLISH) 

Home